Лагерь 2 курса Азов-2010 - отчёт

Место проведения: Азовское море, п. Кучугуры, база отдыха ОЦ «Искра»
Время проведения: 26 июля - 9 августа
Ведущие инструкторы: Комиссаровы Андрей и Ольга
Количество занимающихся – 50 человек
Количество детей – 8 человек
Всего – 60 человек

 

Отчёт о проведении лагеря 2 курса Азов-2010

Лагерь проходил в период с 26 июля по 9 августа 2010г на территории оздоровительного центра «Искра» в п.Кучугуры Темрюкского района на Азовском море.

Количество занимающихся – 50 человек
Количество детей – 8 человек
Ведущие инструкторы: Комиссаровы Андрей и Ольга
Всего – 60 человек

Формально программа лагеря практически полностью повторяла программу проведённого двумя неделями ранее лагеря в Вологодской области, фактически же лагерь на Азовском море имел существенные отличия.

Определяющими отличия и особенности этого лагеря явились:

  • Место проведения лагеря. Не в глухом безлюдном уголке дикой природы, а на территории действующего оздоровительного центра на берегу моря в разгар сезона отпусков.
  • Условия проживания. Не как обычно в палатках, а в комфортабельных номерах с кондиционерами, холодильниками, душами и прочими удобствами цивилизации.
  • Приготовление и приём пищи. Не было традиционного лагерного костра и дежурств по кухне. Мы ели в общей столовой, и пища приготовлялась для нас поварами оздоровительного центра с учётом наших пожеланий.

При организации лагеря все эти особенности были учтены в программе, режиме дня, нюансах проведения занятий. Учитывая условия проведения лагеря, в программе были запланированы две экскурсионные поездки за его территорию: на грязевые вулканы и в Долину Лотосов.

В частности, во время проведения послеобеденных занятий мы учились отстраиваться вниманием от того, что мешает его концентрации (шум дискотеки и аттракционов), и сосредотачиваться на теме настройки и окружающей природе: шикарных кронах раскидистых платанов, шуме и запахе моря, силе ветра, чистоте неба. Судя по отзывам, практически никто не отметил «посторонние шумы» в качестве мешающего фактора. Наоборот, многие занимающиеся написали, что такая обстановка помогала им тренировать способность сосредоточения внимания на необходимом в данный момент времени («мы не полностью отделились от социума, и, находясь  среди других людей, гармонично вписывались в окружающий мир» - Дуброва Елена; «Окружающий социум не мешал… Несмотря на то, что находимся в социуме, это не мешало ощущать себя в лагере. Получилась  как некоторая тренировка взаимодействия с социумом» - Кониовская Юлия; «Особенность в том, что мы находились близко с социумом: играла музыка, много посторонних людей. Но в работе это не мешало (как правило) мы даже мантры могли петь, не ощущая никакого дискомфорта. Было как бы два параллельных мира. Отдыхающие  тоже особо не обращали на нас внимание» - Серебрянников Александр).

Проведение лагеря на морском побережье с его просторами чистого горизонта давало возможность включения в перечень ежедневных занятий таких мероприятий, как созерцание восхода и заката Солнца. Созерцание захода Солнца было включено в режим дня, встреча восхода была необязательной, при этом примерно половина занимающихся встречала восход ежедневно.

Основная задача лагеря 2 курса – перестройка ритма жизни занимающихся с ритмов техногенной сферы на природные ритмы стихий и стихиалий, ритмы Земли, укрепление за счёт этого здоровья и набор сил. Для выполнения этой задачи природные условия были близки к идеальным. Судя по отзывам, основная задача в целом была решена успешно («Набраться  сил на следующий год. Вроде бы всё получилось» - Серебрянникова Ольга; «Я ставила цель укрепить своё физическое тело, и оно действительно стало более подвижное и выносливое. Цель повышения эмоционального состояния тоже достигнута, и в груди  пространство жизнерадостности расширилось» - Маликова Лада; «Ощутить силы окружающих стихий и поучится работать с ними. В основном удалось» - Волкова Татьяна; «По-моему, я научилась осознанно дышать в ритме моря, ветра, земли. Почувствовала Душу Земли» - Азарова Галина Гордеевна)

Несмотря на то, что в программе лагеря практически не было специальных занятий на увеличение гибкости (если не считать таковыми утреннюю зарядку и прописывание «алфавитом» имени состояний, для усиления и закрепления эффекта настройки на человеческое состояние по теме дня – 4 дня из 9), многие занимающиеся отметили, что тело стало более гибким («Тело стало ещё стройней, повысилась гибкость» - Куприна Ольга; «Физически тело стало более гибким, подвижным, лёгким» - Попова Мария; «Тело приобрело гибкость, омолодилось» - Шинова Маргарита; «Увеличилась гибкость» - Балачанов Игорь).

Многие занимающиеся отметили необходимость уменьшить рацион питания.

Новым в программе лагеря 2 курса было включение в программу экскурсий. Первая – на грязевые вулканы, состоялась на 4-й день программы лагеря, вторая, в Долину Лотосов – на 8-й (предпоследний день программы). По результатам поездок можно сделать выводы:

  • Экскурсии с посещением необычных уголков природы могут быть гармонично встроены в программу лагеря
  • Для достижения более качественного эффекта, перед поездкой необходима дополнительная общая настройка. В случае её отсутствия высока вероятность того, что состояние внимания части группы может сместиться к его обыденному положению, привычному для условий нахождения не в лагере, а в обычной социальной среде. Это было отмечено в ряде отзывов («Можно … настройку делать перед каждой экскурсией, походом и т.д. Пока что нам нужно напоминать – зачем мы здесь собрались» - Мезина Светлана; «Перед экскурсиями людям ставить задачу на удержание внимания, чтобы мы не «улетали» вниманием из программы лагеря» - Кониовская Юлия; «Ввести дополнительную настройку перед экскурсиями» - Молодкина Лидия)

Занятие по развитию пространства воображений и мечтаний, в отличие от аналогичного лагеря в Вологодской области, было смещено в режиме дня с послеобеденного времени на время после захода Солнца. Эта коррекция была проведена по итогам Вологодского лагеря и полностью себя оправдала – время вечерних сумерек более располагает к мечтам.

Занятия по развитию пространства воображений и мечтаний были увязаны с занятиями по усилению влияния Закона Перемен в себе и окружающем мире. К началу занятий по усилению действия Силы Закона Перемен люди имели чёткое представление, в какой сфере необходимы перемены, что должно измениться и каким оно должно стать. И, главное, в процессе занятий по развитию пространства воображений и мечтаний активизировалось и усиливалось желание перемен в обсуждаемой теме.

Обычно в жизни летнего лагеря присутствует то, что сплачивает коллектив – это общественные работы различного характера: обустройство и уборка территории, помощь товарищам в установке палаток, совместные дежурства по кухне и т.п.. В этом лагере все перечисленные факторы отсутствовали. В подобных условиях роль сплачивания ложилась на занятия, больше времени уделялось беседам.

Одним словом, этот лагерь был своего рода экспериментальным. Необходимо было на практике проверить, возможно ли успешное освоение намеченной программы в столь необычных для наших летних лагерей условиях, и, если возможно, то на что необходимо обратить особое внимание в учебном процессе и организации быта.

Краткие выводы:                                                                                             

  • Основные цели проведения лагеря были достигнуты, основные задачи решены.
  • Был получен положительный опыт проведения летнего лагеря по программе 2 курса на морском побережье. Можно продолжать заложенную традицию.