АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Баранова С.В.

БАРАНОВА С.В.
 
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
    Состояние проблемы: экологические, информационные и антропологические факторы.
Одним из тревожных симптомов современной цивилизации, является снижение жизненного тонуса, сопротивляемости, иммунитета организма, его способности к адаптации. Это связано и с нарушением экологии природной среды, и с неполноценным питанием, и с многочисленными стрессами, а, возможно, и еще с какими-то неизвестными современной науке факторами. Ясно одно - снижение общего уровня жизненных сил является опаснейшим симптомом, предупреждением о приближении тяжелых заболеваний. Люди с низким жизненным тонусом пассивны, болезненны, жизнь их полна неприятностей, однообразна и тосклива.
И, наоборот, восстановление запаса жизненных сил может спасти безнадежно больного, избавить от неизлечимых хронических заболеваний. Такая ситуация решительно требует, чтобы современному человеку, а может быть и цивилизации, была оказана необходимая помощь, в том числе со стороны акмеологии.
Общественное сознание пребывает либо в растерянности перед лицом глобальных проблем и проблем модернизации, либо впадает в эйфорию под воздействием научно-технических и культурных инноваций. А тем временем жизнеспособность человека и цивилизации падает. Возможно акмеология как теория высших достижений человека и цивилизации (вследствие своих исключительно широких межпредметных связей со многими областями знания) окажется единственной из современных наук, которая в состоянии противостоять мощному валу критики в адрес цивилизации, социального прогресса, науки и культуры, побороть господствующие настроения катастрофизма и упадка духа, воли к жизни.
Академик РАМН Л.А. Бокерев на II Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России» (2006г) привел данные статистики, по которым в 1996 году смертность в Российской Федерации была ниже, чем в Германии. В 2004 году она стала на 60-80% выше, чем в странах Европы. Смертность мужчин в России выше, чем в странах с аналогичными доходами на душу населения, причем вероятность того, что 15-летний юноша не доживет до 60 лет в России в два раза выше, чем в Турции.
Если обратиться к смертности по основным классам причин, то, разумеется, на первом месте стоят болезни сердечнососудистой системы (в 2005 году от этих заболеваний в стране умерло более 56,7%). Смертность мужчин трудоспособного возраста составляет 30% в общих показателях, а с 1991 года она увеличилась в 1,6 раза и в 4, а в некоторых случаях в 5 раз стала превышать европейские показатели. Общая продолжительность жизни в России составляет 65,9 года - немного не дотягивает до 66 и отстает от среднего европейского уровня на 14 лет. Причем, в последние 10-12 лет этот показатель существенно возрос.
По данным Всемирной организации здравоохранения, потеря национального дохода в России к 2015 году составит 300 миллиардов долларов из-за преждевременных смертей от инфаркта, инсульта и осложнения сахарного диабета. Китай за тот же период в расчете на одного жителя потеряет в 5 раз меньше. Кстати, сегодня продолжительность жизни в Китае на 5,7 лет выше, чем в России.
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН выявил долговременные тенденции медико-демографических процессов:
- вследствие естественной депопуляции с 1992 года страна начала стремительно терять население и по состоянию на конец первого квартала 2006 года потери составили 11 млн. 437,5 тысяч человек. Для 141,6 миллионной страны это казалось бы не так уж много, но если мы представим эти потери более или менее зримо, предметно, то это будет эквивалентно исчезновению с карты страны, например, 26 средних областных центров европейской части страны, равных городу Курску, или более чем в двое больше г. Санкт-Петербурга, где по состоянию на начало 2004 года проживало 4 млн. 536 тыс. человек, или намного превысило численность населения Москвы, где сейчас насчитывается 8 млн. 524 тыс. человек.
-    в      силу      действия      долговременных      естественных      научных закономерностей неуправляемого порядка наша страна никогда больше в своей обозримой исторической перспективе не будет иметь положительного прироста населения, речь может идти о слабо- или умеренно отрицательном, периодически перемежающимся очень глубокими провалами.
- снижение рождаемости совпадает по времени с резким ростом смертности в 2015-2030 гг., когда в полосу вымираемости вступит наиболее многочисленное поколение наших соотечественников, родившихся в послевоенные десятилетия, и если сегодня мы теряем по причине не естественной убыли по 800-900 тыс. человек ежегодно, то наши потери возрастут соответственно до 2,0-2,2 млн. человек, и страна будет таять, как апрельская льдинка.
Показательны идеи мэра г. Новосибирска В.Ф. Городецкого, диагностировавшего снижение внимания к профилактике заболеваний. Она носит скорее декларативный, чем практический характер. При недостатке финансирования отрасли именно это направление подверглось наибольшему сокращению, в то время как оказание помощи больным пострадало в меньшей степени.
По большому счету, такой отрасли, как «ЗДРАВОХРАНЕНИЕ», сейчас в стране уже почти нет, существует такая отрасль, как «МЕДИЦИНА». Хотя ее вклад в сохранение здоровья населения составляет не более десяти процентов.
По определению М.Е.Николаева, заместителя председателя Совета Федерации ФС РФ «здоровье и продолжительность жизни главным образом зависят от нескольких факторов. Это наследственность, состояние окружающей среды, уровень медицины и здравоохранения, образ жизни». Последний фактор, как утверждают специалисты, на 50% определяет здоровье населения. К сожалению, здесь у нас самое слабое звено - в стране нет системы работы по изучению внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. Даже среди специалистов существует разное определение самого понятия «здоровый образ жизни». Нет подготовки кадров для работы в этой сфере. Явно недостаточно того, что в большинстве учебных заведений данным направлением работы занимаются только «учителя физкультуры».
Это относится и к физической культуре в целом, где одной из животрепещущих проблем является унификация терминологии.
В.А. Садовничий представляет пласт отечественной высшей школы как направленной на достижение уровня образования и здоровья (физического, духовно-нравственного), но, обращая внимание на трактат М.В.Ломоносова «О сокращении и размножении российского народа» констатирует: все положения этой научной работы актуальны (за 237 лет не достигнуто положительных изменений!).
О необходимости внедрения здорового образа жизни.
Вместе с тем в гражданском обществе диагностируется активность, имеющая вектор здоровье-сберегающих технологий, работает целый ряд организаций, деятельность которых направлена на пропаганду здорового образа жизни (например, Лига здоровья нации, академия медицинских наук, ассоциация АСМОК и целый ряд других организаций). Их скоординированная деятельность позволит пробить брешь, которая существует в части медико-санитарного просвещения населения, пропаганде здорового образа жизни. Результатом этого может быть большой политический эффект, консолидация общества, снижение напряженности в обществе, и, самое главное, повышение национальной безопасности страны.
Становится очевидной позиция гражданского общества по отношению к проблемам здоровья населения. Наконец, мы начали понимать, что первым национальным приоритетом России должно стать предоставление населению соответствующих условий для правильного развития и воспитания. Человек уже с колыбели должен понимать ответственность перед самим собой и перед страной за свое здоровье и за здоровье окружающих.
С одной стороны, в обществе отмечается повышенный интерес к спорту, сопряженный с патриотизмом (победы на международных спортивных аренах, в связи с чем современная научная мысль в отрасли направлена именно на изучение и усовершенствование различных сторон подготовки квалифицированных спортсменов и единоборствам, как возможности заполнения ценностного и идеологического вакуума; с другой стороны, очевидно расслоение общества по психофизическим показателям (высокие - у профессионалов, катастрофически низкие у большинства населения), низкая приверженность населения здоровому образу жизни.
Интерес и обращение молодежи к единоборствам приобретает значимость в связи с:
- возможностью реализации таких базовых человеческих потребностей как потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и т.д.), потребность в принадлежности (принадлежать к общности, быть признанным и принятым). В современном обществе человек имеет возможность выбирать форму реализации данных потребностей (например, различные религиозные формы), однако стереотип «чувствовать себя
защищенным, избавиться от страха - значит стать сильным и смелым» в сознании человека существует.
- экзотичностью, модой, поддерживаемой рекламой.
Человек - сложная информационно-энергетическая система, и внесение в организм запрещенных стимуляторов и анаболиков вызывает ее дисбаланс и нарушение нормальной жизнедеятельности. Накопление знаний об интеллектуальном и физическом развитии человека привело к появлению новой науки информатики человека, составной частью которой является спортивная информатика. В XXI веке достижения информатики и компьютерной техники наряду с другими науками дает возможность в спортивной практике применять новые технологии, основанные на биологической обратной связи. Например, развивать силу мышц можно, управляя этим процессом сознательно, получая световую и звуковую информацию о величине электрической активности мышц, которая регистрируется наложенными электродами.
В.В. Кузнецов в преддверии игр XXII Олимпиады в Москве выдвинул философско-методологическую научную теорию - антропомаксимиологию. В этой науке собираются данные не о больном, а о здоровом человеке, способном творить чудеса в спорте и в экстремальных жизненных ситуациях. Спорт высших достижений создает идеальные условия для научного познания сверхмаксимальных   человеческих   возможностей.
Формирование новой дисциплины биомехатроники стимулирует конструирование и построение совокупностей специально создаваемых искусственных условий для раскрытия, развития и совершенствования естественных возможностей человека.
Исследован феномен соединения социального и биологического в человеке на основе общефилософской методологии, интегрирующим началом в ее развитии должны быть специально разработанные знания и технологии.
С помощью антропотехники нового поколения реализуется новая научная методология   человеческого   существования,   основанная   на   понимании   и совершенствовании   психофизических   качеств   и   способностей   индивида.
В ходе социально-экономических и технических преобразований человек создает «вторую среду» связанную с социальной жизнью, искусственную жизненную среду, существенно отличающуюся от естественной (природной), и развитие техногенной среды идет более быстрыми темпами, чем развитие духовного мира человека.
Привлечение акмеологических методик и технологий к решению проблемы оздоровления.
Основу концепции психофизического здоровья опирающуюся на исследования Н.М.Пирогова, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева и социальной защиты составляет определение психофизического здоровья в рамках описанных подходов    и    раскрываемого    содержания    его    психокинеза    в    формате биологического, социального и психологического феноменов, позволивших сформировать   новое   направление   -   санапсихологию.   Последняя
раскрывает содержание психического здоровья в детерминантах внутренней позиции индивида, которая определяет социальную статичность, формируя стандарты здоровья и образы по отношению к своему здоровью. В то же время устойчивость личности является одним из важных критериев психологического здоровья. При этом устойчивость внутренней позиции и отношение к своему здоровью понимается как сущность доминирующих проявлений в поведении,
которые формируются в детстве, на основе отношения к окружающим людям, к предметному миру и к себе. Специфическими конструктами позиции являются индивидуальные   ориентации психофизического здоровья,   которые развиваются через становление личностных смыслов сохранения здоровья, особенно в трудных жизненных ситуациях. Психофизическое здоровье в свою очередь способствует адаптации, социализации и сохранению целостности личности с ориентацией внешней позиции на положительные результаты в достижении целей жизни. При этом психокинез ориентирует личность в критериях реакций в рамках психофизического здоровья, которые способствуют самосохранению, саморегуляции и самосовершенствованию в социальном развитии. Специалист акмеолог выстраивает конструкты и систематизирует их по содержательному основанию сохранения социального статуса.
Психофизическое здоровье человека рассматривается как биологический, социальный и психологический феномены, одновременно показывающие неделимость биологического, социального и личностного посредством последовательности действий и поведения, формирующих внутреннюю и внешнюю позиции по отношению к своему здоровью. Опираясь на теорию детерминации психических процессов С.Л.Рубинштейна, обращается внимание на формирование субъективных здравых смыслов становления черт и личностных качеств (структур), помогающих в адаптации, социализации и сохранении целостности личности в ориентации на положительные результаты и достижение целей жизни и деятельности при выходе из трудной жизненной ситуации.
Исходя из концептуальных позиций, предлагается ориентация исследователей здорового образа жизни в социальной работе на максимально возможное сближение этих позиций во времени и пространстве, как «акме» здоровья психической, биологической и социальной презентации индивидуальности. «Акме» формируется у всех людей, но отличается индивидуально в содержательном и социальном наполнении (А.А.Деркач). В нее входят характеристики здоровья, структуризация и категоризация которых в социальной работе имеет практическое значение в социальной защите и дает ответы на многочисленные вопросы по проблемам его диагностики и разработке мероприятий его сохранения в современных условиях.
Метастрофологический аспект выражается через оппозицию «творческие потенции человека - деструктивные тенденции окружающей среды». Деструктивная сторона жизни изучается специальной наукой, названной нами Метастрофологией или теорией негативных состояний сверхсложных систем. Таких состояний может быть названо шесть: безопасность, угроза и риски, опасности, кризисы и катастрофы. Эти состояния свойственны как системам, окружающим человека (природа, общество, город, семья и др.), так и самому человеку с его тягой к Акме. Естественно, что вопрос о том, будет ли акмирована жизнь человека в тот или иной момент, решается не только в зависимости от акмецентричности сознания и поведения человека, но прежде всего от того, в каком состоянии находится человек и окружающая его система, то есть от степени метастрофичности его самого и окружающей среды, а точнее: от того, насколько успешно человеку удастся преобразовать метастрофический ход событий в обратный - в акмический (акматический или акматетический). Когда же метастрофа перестает оппонировать акматике? Ответ на этот вопрос может быть простым и однозначным, поскольку он связан с условиями осуществления искомых закономерностей.
Межпредметные связи акмеологии позволяют привлечь ее к исследованию процессов психофизического совершенствования, объединяя многие идеи и учения.
■                 По своей внутренней ориентации акмеология как учение об апофеозе жизни может быть сопоставлена с танатологией, теорией умирания и смерти, в рамках которой сегодня обсуждаются дискуссионные вопросы об эвтаназии, об этике абортов, этике вегетарианства, биоэтике.
■                 По характеру своего предмета акмеология как учение о торжестве жизни, порядка, творчества координирует свои познавательные усилия с метастрофологией, формирующимся учением о деструктивных потенциях и негативных состояниях сложных и сверхсложных систем.
■                 По широте предмета акмеология как теория вершинных достижений любого субъекта находится в прямых межпредметных связях с культурологией, рассматривающей отдельные культуры в их возникновении, развитии и распаде, но акмеология, в отличие от культурологи, занимается высшими потенциями, пиками развития культур, в т.ч. и физической культуры и культуры здорового образа жизни.